Довольны ли Вы качеством обслуживания в библиотеках?

Удовлетворен - 99%
Не удовлетворен - 1%

Всего голосов: 3058
Голосование по этому опросу закончилось

 

 

 

 

 

 

 

 

  

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Школа волонтёров чтения

ПОЛОЖЕНИЕ «ШКОЛА ВОЛОНТЁРОВ ЧТЕНИЯ»

 

Школа волонтёров чтения

 

Грант Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества предоставлен Фондом президентских грантов.

 

История проекта. В 2015 году при поддержке Российского книжного союза впервые был выпущен Образовательный атлас «100 проектов про чтение» — сборник проектов, посвященных развитию и популяризации чтения. Атлас позволял увидеть, как много по всей России делается для подтверждения статуса читающей страны. Впоследствии сборник стал ежегодным, а в 2017 году объединился с программой «Культурная карта России» и пополнился информацией о читательских инициативах в 84 регионах страны. В 2016 и 2017 годах мы добавили к списку 100 проектов инициативы одаренных школьников — выпускников программы «Литературное творчество» Образовательного центра «Сириус». Опыт показал, что проекты подростков свежи и интересны, однако чаще всего остаются на уровне замысла и не воплощаются в жизнь. Всё это навело редакционный совет на мысль расширить сотрудничество с молодёжью и помочь молодым популяризаторам чтения реализовать их проекты, отличающиеся новизной взгляда, смелостью и тонким пониманием современной культуры. Так родилась идея создания Школы волонтёров чтения и молодёжного движения волонтёров чтения.

 

Кто такие волонтёры чтения? Волонтёры — это добровольцы, которые, руководствуясь внутренними убеждениями и потребностями, безвозмездно участвуют в социально значимой деятельности. А волонтёры чтения — это инициативные люди, на добровольных началах занимающиеся развитием и популяризацией чтения среди разных слоев населения.

 

Волонтёры чтения — это люди, которые:

 

−       с удовольствием посвящают значительную часть своего времени чтению хороших книг;

 

−       хотят, чтобы в современном мире стало больше читателей;

 

−       могут заинтересовать чтением своих сверстников или младших товарищей, а также родителей и коллег;

 

−       готовы придумать и осуществить свой читательский проект и поделиться его результатами.

 

Что такое читательский проект? С древних времён тексты собирали вокруг себя думающих людей, становились предметом серьезного обсуждения, поводом для поиска новых смыслов. В середине XVIII века в России начали появляться литературные кружки, общества, салоны, где обсуждались книжные новинки, велись философские споры, завязывалась дружба. Возможно, именно такие встречи и были первыми отечественными читательскими «проектами», в результате которых создавался самый разный продукт — от культовых литературных журналов и манифестов новых литературных направлений до знаменитых мистификаций XIX и XX веков вроде Козьмы Пруткова или Черубины де Габриак.

 

Говоря о читательском проекте, или проекте про чтение, сегодня, мы подразумеваем реализованный замысел,

 

−       направленный на организацию «встречи» читателя с книгой;

 

−       повышающий интерес и мотивацию адресата к чтению;

 

−       посвященный конкретному кругу литературных произведений;

 

−       происходящий в реальной жизни или в Интернете;

 

−       длящийся не менее 1 часа.

 

Читательский проект — это действия, благодаря которым группа людей прочитывает книги, значимые для современной российской культуры.

 

Читательский проект состоялся не тогда, когда проведено мероприятие, а когда кем-то прочитана книга (предложенный вами текст). Ключевой показатель эффективности (KPI) любого волонтёрского читательского проекта — число людей, прочитавших под воздействием проекта не менее одного произведения. Договоримся, что минимальное количество участников — 10 человек.

 

Напомним две очевидные истины. «Текст должен порождать текст», то есть факт прочтения подтверждается в каком-либо читательском отклике (устном, изобразительном или письменном). Интереснее всего приобщать к чтению тех, кто до этого вообще не любил читать.

 

Как известно, проектная деятельность позволяет объединять усилия для достижения конкретных целей. Наши цели — привлечение внимания к хорошим книгам и рост интереса к чтению как виду досуга и важной части духовной жизни человека. Для достижения этих целей подходят самые разные форматы: квест, флешмоб, театральная постановка, видеоклип, велопрогулка по литературным местам, встречи с писателями, фестиваль, дебаты, блог… Существует множество путей популяризации чтения. Вы можете найти свой или выбрать уже проверенный. Для ознакомления с разнообразными форматами читательских проектов рекомендуем предыдущие выпуски Образовательного атласа «100 проектов про чтение», доступные по гиперссылке.

 

Какие книги будем читать? Это самый трудный вопрос. Ведь книг так много и вкусы такие разные. Но если мы сможем договориться и выбрать то, что позволит найти единомышленников, это будет самой большой удачей. Учитывая, что увлечение чтением — история на всю жизнь, попробуем определить несколько правил, по которым мы будем выбирать книги.

 

− Эти тексты относятся к художественной, научно-популярной литературе или публицистике.

 

−    Эти тексты можно найти и прочитать в бумажном или электронном виде.

 

−    Эти тексты актуальны и могут стать ключом к миру классической культуры.

 

−    Вы с удовольствием прочитали эти тексты и хотите поделиться ими с другими.

 

Как стать волонтёром чтения? Чтобы присоединиться к молодёжному движению волонтёров чтения, нужно выполнить несколько шагов.

 

Шаг-1: Вступить в группу «Школа волонтёров чтения» «ВКонтакте» https://vk.com/reading_volunteers_school.

 

Шаг-2: Подать заявку и пройти обучение в Школе волонтёров чтения.

 

Шаг-3: Описать замысел проекта и план его реализации.

 

Шаг-4: Воплотить свой проект в жизнь.

 

Шаг-5: Открыть новую книгу.

 

Календарь событий 2018 года

 

Приём заявок до 5 сентября.

 

Обучение, реализация проекта до 1 октября.

 

Оформление группы проекта «ВКонтакте» до 5 октября

 

Подготовка публикации до 10 октября.

 

Самые интересные проекты будут отобраны для публикации в Образовательном атласе «100 проектов про чтение. Молодёжные инициативы». Презентация сборника состоится 16 ноября в Санкт-Петербурге в рамках программы Международного культурного Форума.

 

Тема 2018 года: «От современности к классике, или путешествие туда и обратно»

 

Мы предлагаем с помощью читательских проектов решить культурный конфликт поколений: показать, что молодая, современная культура не противостоит старшей — классической, а продолжает её; проследить, как классические тексты прорастают в современном культурном поле.

 

Образовательная программа массового открытого онлайн-курса «Школа волонтёров чтения»

 

К участию в курсе приглашаются: учащиеся 8–11-х классов, студенты и молодые специалисты до 35 лет, желающие научиться разрабатывать и реализовывать проекты, благодаря которым чтение хороших книг объединяет людей. Условиями участия являются увлечённость чтением и желание делиться этим чувством.

 

Выпускники курса (авторы и организаторы проектов про чтение):

 

−   поймут, почему читающие люди более успешны;

 

−   научатся переводить самые фантастические идеи в стройную структуру проекта;

 

−   смогут поддержать и вдохновить участников своего проекта;

 

−   получат опыт создания текста с описанием своего проекта.

 

Ведущие идеи курса:

 

Книжная культура — основа современной культуры, её сохранение и развитие — важная миссия человечества.

 

Смена книжного формата не меняет сути культуры.               

 

Читающие люди успешны в жизни.

 

Глагол «читать» не терпит повелительного наклонения.     

 

Чтение — это образовательная программа длиною в жизнь; основа успешности процесса обучения; средство самореализации и активного взаимодействия с окружающим миром; способ получения удовольствия в духовной сфере.

 

Если проектная работа имеет конкретную понятную цель, это позволяет сфокусировать внимание, сконцентрировать силы и за короткое время достигнуть желаемого результата.

 

Хороший текст должен вдохновлять читателя и порождать новые смыслы.

 

Ключевые понятия курса: Культура чтения. Преемственность поколений. Интеллектуальный потенциал. Волонтёрство. Проектный менеджмент. Целеполагание. Риски и возможности. Семиотическое многообразие. Типы проектов. Текст. Композиция. Стиль повествования.

 

Проблемные вопросы теоретического характера: Почему читающие люди успешны в жизни? Чем измеряется успешность проекта про чтение? Как обеспечить этот успех? Что отличает вдохновляющий текст?

 

В качестве выпускной работы учащиеся Школы волонтёров чтения создают свою группу «ВКонтакте», в которой отражают опыт реализации и результаты своих проектов: приглашают в группу участников, выкладывают фотографии, фиксирующие работу проекта, и прочие материалы, полученные за время его реализации.

 

До встречи! Успешного чтения!

 

Координаты для связи: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Копия: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

С уважением, руководитель проекта, доктор педагогических наук, профессор Татьяна Гелиевна Галактионова

 

Партнеры проекта:

 

Центр русского языка и славистики РАО

 

Программа «Литературное творчество» Образовательного Центра «Сириус»

 

Центр чтения РНБ

 

Санкт-Петербургский международный культурный Форум

 

Всероссийский конкурс «Самый читающий регион»

 

Программа «Культурная карта России»

 

                                              
Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам